Какие бывают формы дополнительного образования для детей?

15

Дополнительное образование детей направлено, в частности, на развитие их творческих способностей, укрепление здоровья, организацию их свободного времени, профессиональную ориентацию, а также на выявление и поддержку детей с выдающимися способностями. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. При этом для детей могут реализовываться все указанные программы.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, могут организовать процесс обучения в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, а также индивидуально. Объединения могут формироваться из группы обучающихся как одного возраста, так и разных возрастов.

Такие объединения в рамках данного материала понимаются как формы дополнительного образования для детей, среди которых можно выделить, например, кружок (творческий, предметный), студию (творческую, театральную), клуб.

Дополнительные общеразвивающие программы могут быть интегрированы в процесс обучения по образовательным программам основного и среднего общего образования. Например, для реализации дополнительных программ, имеющих целью подготовку детей к военной службе, создаются такие общеобразовательные организации, как, президентские кадетские училища, суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища.

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей со специальными наименованиями (например, «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская художественная школа»).                             Также указанные программы можно освоить в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы и программы среднего профессионального образования в области искусств, а также в образовательных организациях высшего образования.

Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя:

1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, направленные на вовлечение лиц в систематические занятия физической культурой и спортом, на физическое воспитание, физическое развитие личности, формирование культуры здорового образа жизни, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы);

2) дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, направленные на всестороннее физическое и нравственное развитие, физическое воспитание, совершенствование спортивного мастерства обучающихся посредством организации их систематического участия в спортивных мероприятиях, включая спортивные соревнования, в том числе в целях включения обучающихся в состав спортивных сборных команд.

Для реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта создаются организации дополнительного образования со специальным наименованием «спортивная школа» с правом использовать в своем наименовании слова «олимпийский», «паралимпийский», «сурдлимпийский» или образованные на их основе слова и словосочетания в установленном порядке.

Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта реализуют также центры раннего физического развития детей, предназначенные для выявления одаренных детей, развития их способностей к занятиям физической культурой и спортом.

Для записи ребенка в кружок, студию и т.п. необходимо обратиться непосредственно в образовательную организацию, в которой предоставляется услуга по дополнительному образованию. В некоторых случаях осуществить запись ребенка в кружок, студию и т.п. можно через портал госуслуг.