Прокуратура разъясняет ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННУЮ РУБКУ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
Отношения, связанные с использованием и охраной лесных и иных насаждений, регулируются в том числе Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 75 которого установлены виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды - имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная.
Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды при обращении за судебной защитой, а суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.
Административная ответственность за нарушение лесного законодательства устанавливается КоАП РФ.
Часть 2 ст. 8.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, который, как указано в ч. 3 ст. 23.1 ЛК РФ, определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
Так, в Правилах заготовки древесины и особенностях заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993, порядку рубки лесных насаждений и его применению посвящен разд. III. Требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений регламентированы разд. IV Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614. Отдельные положения, закрепляющие порядок проведения рубок лесных насаждений, урегулированы Правилами санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047, Правилами лесовосстановления, утв. Приказом Минприроды России от 29.12.2021 № 1024, а также разд. II Правил ухода за лесами, утв. Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 534.
Особенности рубок лесных и иных насаждений в лесопарковых зеленых поясах и порядок их компенсации содержатся в ст. 62.5 Закона об охране окружающей среды.
Нарушение указанных правил при проведении рубок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Статья 8.28 КоАП РФ закрепляет, что незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан наказывается наложением штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, а те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, - наложением штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность устанавливается за нарушения лесного законодательства, имеющие наиболее высокую степень общественной опасности.
В частности, такая ответственность за незаконную рубку лесных насаждений предусмотрена ст. 260 УК РФ.
Как следует из диспозиции ч. 1 ст. 260 УК РФ, предметом преступления являются не только лесные насаждения, но и не отнесенные к ним деревья, кустарники, лианы.
Необходимо также учитывать требования иных нормативных актов, например Приказа Рослесхоза от 05.12.2011 № 513 "Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается".
К повреждениям до степени прекращения роста насаждений относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры) (п. 17 указанного Постановления Пленума ВС РФ).
Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена ч. 1, 2 ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который, как было сказано выше, должен превышать пять тысяч рублей.
Применительно к незаконному повреждению насаждений критерием является степень такого повреждения, поскольку, если прекращение роста насаждений не произошло, действия виновного подлежат квалификации по ст. 8.28 КоАП РФ. Так же квалифицируются и действия лица, приведшие к прекращению роста насаждений, при отсутствии обязательного признака - значительность причиненного ущерба, а также квалифицирующих признаков, указанных в ч. 2 ст. 260 УК РФ.
Рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчета об использовании лесов подлежит квалификации по ст. 8.25 КоАП РФ.
Гражданско-правовая ответственность
В соответствии с п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Прокурор Ковернинского район Д.Э. Костров